При приобрении ТМЦ, цена единицы количества (шт. кг. или л.) указана в накладной. Для поставщика эта накладная расходная, а для вас это приход и большинство такую накладную называют приходной. Смотрите как в накладной указан НДС. Обычно НДС не включен в цену (!), выделен отдельно, но указана итоговая сумма с НДС. Если эту сумму поделить на количество, то получаем цену с учетом НДС. Если вы не плательщик НДС, то и вопроса нет- учитывать надо по цене с НДС. Ведь вы платили по итоговым суммам, а не по ценам без НДС. Плательщики НДС равняются на бухгалтерию и пытаются для учета бизнеса тоже использовать цену без НДС. Но для бизнес-учета это принципиально неверно. Давайте разберемся почему. В бухгалтерии учет НДС обслуживает фискальные функции государства и по правилам отпускную цену следует вычислять так:
- Получаем товар, выделяем ндс и учитываем его отдельно.
- Формируем добавленную стоимость.
- Складываем учетную стоимость товара и добавленную стоимость.
- К полученной сумме начисляем и прибавляем НДС на эту сумму.
Вспомним математику и выразим в формуле, получится так
:
учСтоимость + надбавка + (учСтоимость + надбавка)*(НДС% / 100);
Раскроем вышеуказанную формулу так
:
(учСтоимость+еёНДС)+(надбавка+еёНДС).
Смотрите, при реализации мы все равно возвращаемся к цене товара с учетом НДС. Попробуйте потерять товар и списать его. Тоже обязательно надо доначислить НДС к сумме списания. Как ни крути, а кроме хранения, стоимость товара всегда будет с учетом НДС. В бухгалтерии учет хранения в суммах без НДС оправдано тем, что правила учета держава хочет иметь везде единообразные. Но НДС это головная боль бухгалтерии. Если у вас не ВЭД или хитроумное производство, то не добавляйте еще и себе эту головную боль, ее и так хватает в бухгалтерии, учитывайте по ценам с учетом НДС. Когда вы платили, вы ведь не платили отдельно НДС? Ваш долг перед поставщиком обычно включает НДС, не так ли? При порче или потерях сумма ущерба тоже с НДС.
Раз уж речь зашла об НДС, то неплохо подумать о том, чтобы в учетную цену товаров и материалов включать расходы на доставку, растаможку и брокерские услуги. Это вполне реализуемо в учете на смартфоне, но в стандартно устанавливаемых настройках такого нет. Редко кто так делает. А вот поставки одного и того-же, но по разным ценам- это правило. От поставки к поставке часть складских запасов реализуется, используется или перемещается в тот же магазин. Как контролировать учетную цену в этой мешанине? Тут важно понимать, что нас не интересует бухгалтерская сторона дела, а интересует коммерческая.
Конечная цель бизнеса, как минимум, не торговать в убыток, а, по-максимуму, держать планку рентабельности. К тому же, при сильно меняющихся ценах поставки, например тотальное удешевление или удорожание, надо реагировать ценами реализации, чтобы не дать конкурентам фору и не прогадать самому. В таких случаях надо договориться о следующих правилах.
Во-первых, остаток товара или материала на фирме для расчета учетной цены будем брать по всей фирме, независимо от того, где он хранится. Было 10 штук чего-то, 5 передали в магазин или на производство. Пока их не продали или применили в продукции, сколько их у нас? Где бы они не находились, они ваши. В любой момент их могут передать, например, на склад. Их было и остается 10.
Во-вторых, а сколько стоят эти 10? Тут следует понимать, сколько чего осталось от предыдущих поставок. Делается это так. Используем правило FIFO - первым пришел, первым и расходуем. Положим, поставок было в количестве 3+4+3 единиц по разным ценам. Затем 5 продали. Остаток 5, значит первая партия в количестве 3 была израсходована полностью, от второй поставки (это называется партия поставки, а короче партия) осталось 2 единицы и еще осталась вся третья партия. Зная учетные цены по партиям и остатки по партиям, определить сумму остатка сможет даже 5-ти классник. Разделим эту сумму на остаток и получим, так называемую, средневзвешенную учетную цену- по сути себестоимость остатков. Вам не придется делать вышеуказанные расчеты- учет на смартфоне будет делать их автоматически, если это указано.
Средневзвешенная учетная цена очень важна и облегчает учет и управление по сравнению с учетом по партиям. А если вы взяли что-то под реализацию, тогда, конечно, надо учесть именно партию поставки, но выделяйте это добавкой в наименовании. Средневзвешенная учетная цена всегда учитывает изменение цен поставки. Построив от нее цены реализации, мы можем быть уверены, что не будем в убытке. Более того, можно формировать отпускные цены автоматически. Но давайте перейдем к примерам. Для простоты допустим, что отпускаем без наценки. Всё приобретаем в количестве 1. Сначала по цене 10, потом 15, потом 20. В результате остаток равен 3 на сумму 45. Учетная средневзвешенная цена учета (или себестоимость) составляет 15. Продавая по такой цене мы не будем в убытке. Но это не учитывает тенденцию роста закупочных цен. Но давайте продадим единицу. Остаток станет 2 на сумму 15+20=35. Себестоимость, рассчитанная как средневзвешенная станет уже 17,5, а при реализации и второй единице, себестоимость будет равна 20, т.е. цене последней закупки. Мы выручаем 15+17,5+20=52,5 при затратах 10+15+20=45. Убытка нет, тенденция удорожания учтена, но это не повод для радости- на выручку мы можем приобрести только 2,6 единицы при сложившихся ценах, вместо реализованных 3-х. Налицо невосполнение оборотных средств. Впрочем это уже проблема наценки, которую для простоты мы установили нулевую.
Имейте ввиду, бухгалтерия использует средневзвешенную цену за весь отчетный период, а не считает ее динамически, как предлагается для учета на смартфоне. Реализация там будет такая: средняя цена приобретения*кво реализации, т.е. 15*3=45, это если без наценки. На выручку мы можем приобрести только 2,25 единицы. Учет на смартфоне при динамическом выведении средневзвешенной цены обеспечивает лучшее восполнение оборотных средств. Давайте теперь рассмотрим пример при снижении закупочных цен. Покупаем по 1 единице ТМЦ: 20+15+10, итого 45. Продажи составят 15+12,5+10=37,5 при затратах 45. Вы думаете, что такая стратегия принесла убыток по сравнению с бухгалтерскими 15*3=45? Только при условии полного отсутствия конкурентов!!! Учтите, что закупочные цены упали на 100%(!) до 10 и всегда найдется тот, кто предложит вашим покупателям цену меньше, чем постоянная бухгалтерская 15. Вы можете в самом начале успеть продать две единицы за 15*2=30, но оставшееся за 15 наверняка ляжет мертвым грузом. Для оборотных средств это минус 15. Сравните с минус 7,5, тем, что предлагает стратегия учета на смартфоне. Примеры, конечно, схематичны и при наличии наценки убытки вообще невозможны. Да и последние годы такое стремительное (100%) падение цен нигде, кроме нефти, не наблюдалось.
Если предлагаемые стратегия формирования учетных цен (себестоимости) вас не устраивает, то в настройке учета на смартфоне вы можете ее не использовать. Или использовать без автоматического формирования цен реализации, которое опирается на динамически просчитываему средневзвешенную учетную цену, увеличиваяя ее на процент рентабельности, задаваемый для каждого товара. Но о ценах при учете на смартфоне
читайте дальше.